top of page

РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ

 

Столица – Скопье.

Население – около 2 050 000 чел.

Территория - 25 713 км².

Граничит с 4 государствами, выход к морю отсутствует.

 

Республика Македония, занимающая площадь 25.713 км2 и имеющая население около 2.050.000 жителей, – это маленькая континентальная страна, расположенная в юго-восточной части Европы, в центре Балканского полуострова. Она не выходит к морям, хотя и находится недалеко от них; ее природа определяется средоточием горных вершин и плодородных долин, которые некогда были огромными озерами. Озера к настоящему времени вытекли по руслам рек в Эгейское и Адриатическое море, тем не менее, несколько озер осталось, и сейчас они – одни из красивейших в мире...

 

Республика Македония, таким образом, – это система перекрестков природного происхождения, перекрестков направлений, которые в недалеком прошлом часто вспоминались в геостратегическом контексте; дорог, связанных не только с благоприятными, но и с тяжелыми страницами истории... Зато здесь 300 солнечных дней в году, разнообразный приятный климат с влиянием Средиземноморья, что вместе с плодородной почвой и умеренными осадками дает возможность выращивать высококачественную продукцию сельского хозяйства. Реки, кроме Вардара, относительно маленькие, но все берут начало от кристально чистых горных источников; горы же являются областью весьма специфичного биоценоза на стыке средиземноморской и евросибирской областей.

 

В горах много растений и животных, которые сами – результат скрещивания видов, пришедших сюда из всех уголков Европы и Средиземноморья; 35 % территории занимают леса, а птицы и водная фауна – тема отдельного разговора; все вместе это делает Республику Македонию идеальным местом для летнего и зимнего, озерного и горного туризма, а также прекрасной целью путешествия для тех, кто интересуется экологией и деревенской жизнью…

 

Но главное, Республике Македония есть, что показать в плане своего богатого культурного наследия, из которого город Охрид и Охридское озеро целиком и полностью находятся под защитой ЮНЕСКО, как средоточие природных и культурных достопримечательностей… Великолепнейшие пейзажи в сочетании с вершинными достижениями культуры человечества можно открывать для себя снова и снова…


Поэтому было бы точнее эти красоты природы, характерные для Республики Македония, в конечном итоге, рассматривать и как колыбель одного из первых очагов цивилизации на Старом континенте, то угасающего, то разгорающегося вновь в многочисленных подъемах и спадах цивилизации, в различных ее культурных центрах. Эта культурная традиция в конце концов кристаллизовалась в виде славянской надстройки на классической культуре с неразделимым дополнением оттоманского культурного компонента. Среди прочего, в Республике Македония есть более 4.000 археологических достопримечательностей, а 150 из них – памятники культуры мирового уровня, которые просто необходимо видеть; в Македонии много внимания уделяется археологии, потому что богатейшее наследство этого требует...

 

И здесь мы находим один из важных ответов на вопрос: что это за страна и что за народы в ней живут?  Македонский народ зародился во времена первоначальной европейской культуры на классическом этническом и культурном субстрате, но приобрел свой окончательный облик при огромном приливе и внутреннем смешивании славянских племен с племенами, жившими в этой части Балкан в VI и VII веках. На этих просторах жила и часть албанского народа – одна четверть населения Республики Македония, – который похожим образом приобретал свой нынешний облик в течение собственной бурной истории в классический период и в оттоманский период. Около 12 % составляют те этнические группы, которые жили на тех же просторах своей собственной жизнью – как влахи; или те, кто пришел сюда в прошедшем тысячелетии, как турки, на волне захватнических войн, принесших культуру, которую приняли и другие народы полуострова; или сохранившие свою особенность, как цыгане... Не следует забывать и о постоянной дифференциации внутри большей частью славянского этноса, который в течение этого многовекового процесса выделил из себя и тот народ, который сегодня мы называем македонским... И, что часто забывают, общая история привела и к межэтническому смешиванию: во всех этих этнических группах в Республике Македония, в меньшей или большей степени, есть часть славянского субстрата, как и в славянах этих краев неизбежно есть гены народов, когда-то живших с ними в этой сложной части Европы...

 

Та Македония, какую мы знаем по старинным картам, всегда была сложной географически и этнически. Республика Македония сегодня обладает комплексом ценностей, которые можно считать типично европейскими по своему происхождению, по своей многовекторной принадлежности к различным культурным кругам; со своим самоопределением, по крайней мере, в двух ветвях цивилизации, но и со стремлением принадлежать к единой трудно определяемой европейской цивилизации. Отсюда и особая сложность политической и общественной жизни Республики Македония в таком этнокультурном контексте; и особый взгляд на все это со стороны македонского народа... Но именно благодаря такой истории, в которой македонский народ должен был идти вслед за империями, в нем стали заметны такие черты, как открытость в заимствовании культурных ценностей и, одновременно, редко наблюдаемое несгибаемое упорство в отстаивании собственной тяжело завоеванной идентичности...

 

Внимательному наблюдателю, обращающему внимание на детали, в македонском народе будут заметны все этно­культурные влияния, которым он был подвержен за прошедшие века. Этот наблюдатель заметит и влияние, которое этот малый народ оказывал и на других, причем не обязательно ближайших, соседей. Что касается славянских культурных процессов, это, прежде всего, вклад македонских славян в славянскую письменность и культуру – со времен св. братьев Кирилла и Мефодия, который усилился с появлением первого славянского университета – Охридской книжной школы Св. Климента и Наума, работы которой были и первыми большими примерами для подражания для восточных славян. Это также и первые попытки создания славянского православия с соответствующей славянской церковью, как было в долгий период Охридской архиепископии на фундаменте Юстинианы Примы, третьей церкви в раннем средневековье после Рима и Константинополя. Таким образом, ядро двух больших церквей православия находилось на территории нынешней Республики Македония...

 

Не следует забывать и о попытках наладить близкие межгосударственные отношения между великими Самуилом и Владимиром... Немаловажны и диссидентские религиозные движения, такие как богумильское, со своим сильным влиянием и на Европейский Запад, также возникшее на пространстве нынешней Республики Македония. Важен вклад в византийскую музыку Йоанна Кукузела и участника исихастского спора Григория Акиндина, а также десятков других деятелей культуры, опять же из тех краев... Конечно же, внимательный наблюдатель не упустит из виду многих иконописцев и мастеров фресковой живописи, строителей, даже инженеров – выходцев из этого малого народа, чьи работы сейчас находятся в других странах, не только славянских... От того времени в Республике Македония остались 1.720 церквей и монастырей, 150 из которых являются памятниками культуры. Многие из них имеют особое значение для славянского духовного развития: и двадцать тысяч икон, и сотни важнейших фресковых росписей православия. Одним словом, Республика Македония обладает частью самых значительных памятников византийского наследия...

 

С приходом Оттоманской империи появились обстоятельства, угрожавшие имевшей место до того времени индивидуализации этноса, между тем, и возможности ее продолжения, при условии сохранения того, что было существенным. Перелом, связанный с оттоманским периодом, внес и новые направления в это самосохранение в этногенезе македонских славян; искушения были велики, но несмотря на то, что пришлось идти на компромиссы, не пожертвовали главным, тем, что лежало в основе самобытности; проявился субстрат македонских славян и в бытии Оттоманской империи, часто благодаря очень заметным фигурам; а упадок самой империи начался именно в Македонии, не без ключевого вклада людей, которые происходили оттуда или развились как личности в тех нелегких условиях в начале XX века. Но Оттоманская империя оставила и такие следы на этой земле, от которых никто не стал отказываться и после ее крушения. Так, прекрасные мечети и городские общественные постройки того времени являются достопримечательностями македонских городов, а одни из самых больших торговых рядов империи находи­лись именно в Скопье, и уже одно это до сегодняшнего дня делает македонскую столицу особым местом.

 

Итак, в прошлом веке, среди самых больших европейских бурь, заканчивается этногенез одного из самых маленьких славянских народов; он стал нацией, со своим, с 1945 года, государством, что позволило ему окончательно сформироваться путем создания всех национальных институтов для самостоятельного культурного развития, а одновременно, благодаря возможностям такого развития и для других национальностей. Таких институтов в сегодняшней независимой Республике Македония имеются сотни, и все они являются опорными точками национального и культурного развития македонского народа, а также живущих рядом с ним народов…

 

Все национальные объединения в Республике Македония имеют театры на своем языке, и некоторые из них находятся на уровне, которому могли бы позавидовать и великие европейские культуры. Македонское кино, появившееся впервые на Балканах благодаря братьям Манаки в начале XX века, постепенно раз­вилось в область культуры, которая достигла выдающихся достижений мирового уровня. Особую гордость представляет македонская кинотека, располагающая материалами, которые являются очень редкими и особенно значительными для новейшей балканской истории. Многочисленные ТВ и радиостанции (с десяток национальных и сотни местных) являются центрами общественной информации, несмотря на вызовы, которые бросает глобальная сеть. Имеются и десятки газет, журналов, ревю, у которых сейчас есть и интернет-версии, а также многочисленные сайты и блоги в македонском домене…

 

Конечно, широко представлена книжная продукция на всех языках, особенно на македонском, а Национальная и университетская библиотека, носящая имя великого всеславянского просветителя Климента Охридского, среди трех миллионов единиц хранения содержит большое число ценных рукописей и книг, памятников славянской письменности и книжной традиции Оттоманской империи. Просветительскую роль посредством книг и журналов играют и четыре десятка городских и вузовских библиотек. Кроме самого крупного Университета им. Св. Кирилла и Мефодия в Скопье, в стране несколько лет успешно работает и Университет им. Св. Климента Охридского в Битоле и десяток вузов поменьше – государственных или частных, с десятками тысяч студентов. Разумеется, ключевое место в сфере науки, культуры и образования занимает Македонская академия наук и искусств (МАНИ); при университетах действуют пятнадцать научных институтов разного профиля, к ним можно прибавить и десяток научно-исследовательских центров на крупных предприятиях – в них работают свыше тысячи докторов наук и около двух тысяч магистров…

 

Конечно, на этом не заканчивается история о духовном развитии Республики Македония – об этом можно рассказывать еще много и много... Но то, что нужно обязательно подчеркнуть, что является особенно характерным для культуры как македонского народа, так и других народностей в стране, – это исключительное значение музыки и танца. Об этом не надо говорить, это нужно пережить. Речь идет о замечательных творческих достижениях во всех видах фольклора: в песнях, в народном костюме – возможно, самом богатом в мире; в народных плясках и танцах, которые сами по себе – сказка, никого не оставляющая равнодушным.

 

bottom of page