СЛАВЯНСКИЙ ФОНД РОССИИ

  • Главная

  • О Фонде

  • Проекты и программы

  • Архив

  • Благодарности

  • 5+

  • Помочь Фонду

  • Контакты

  • More

    Наши партнёры

    Все партнёры

    © 1990-2020 "СЛАВЯНСКИЙ ФОНД РОССИИ"

    127006, г. Москва, ул Долгоруковская, дом 34, стр. 2, офис 3

     

     

    Присоединяйтесь!

    • Wix Facebook page
    • Instagram Social Icon
    • Wix Twitter page
    • Вконтакте B App Icon
    Россия.png
    Россия.png
    Белоруссия.png
    Белоруссия.png
    Чехия.png
    Чехия.png
    Черногория.png
    Черногория.png
    Хорватия.png
    Хорватия.png
    Словения.png
    Словения.png
    Словакия.png
    Словакия.png
    Сербия.png
    Сербия.png
    Польша.png
    Польша.png
    Македония.png
    Македония.png
    Греция.png
    Греция.png
    Венгрия.png
    Венгрия.png
    Босния и Герцеговина.png
    Босния и Герцеговина.png
    Болгария.png
    Болгария.png
    Автономная республика Сербска.png
    Автономная республика Сербска.png
    Россия.png
    Россия.png
    Белоруссия.png
    Белоруссия.png
    Чехия.png
    Чехия.png
    Черногория.png
    Черногория.png
    Хорватия.png
    Хорватия.png
    Словения.png
    Словения.png
    Словакия.png
    Словакия.png
    Сербия.png
    Сербия.png
    Польша.png
    Польша.png
    Македония.png
    Македония.png
    Греция.png
    Греция.png
    Венгрия.png
    Венгрия.png
    Босния и Герцеговина.png
    Босния и Герцеговина.png
    Болгария.png
    Болгария.png
    Автономная республика Сербска.png
    Автономная республика Сербска.png

    РЕСПУБЛИКА МАКЕДОНИЯ

     

    Столица – Скопье.

    Население – около 2 050 000 чел.

    Территория - 25 713 км².

    Граничит с 4 государствами, выход к морю отсутствует.

     

    Республика Македония, занимающая площадь 25.713 км2 и имеющая население около 2.050.000 жителей, – это маленькая континентальная страна, расположенная в юго-восточной части Европы, в центре Балканского полуострова. Она не выходит к морям, хотя и находится недалеко от них; ее природа определяется средоточием горных вершин и плодородных долин, которые некогда были огромными озерами. Озера к настоящему времени вытекли по руслам рек в Эгейское и Адриатическое море, тем не менее, несколько озер осталось, и сейчас они – одни из красивейших в мире...

     

    Республика Македония, таким образом, – это система перекрестков природного происхождения, перекрестков направлений, которые в недалеком прошлом часто вспоминались в геостратегическом контексте; дорог, связанных не только с благоприятными, но и с тяжелыми страницами истории... Зато здесь 300 солнечных дней в году, разнообразный приятный климат с влиянием Средиземноморья, что вместе с плодородной почвой и умеренными осадками дает возможность выращивать высококачественную продукцию сельского хозяйства. Реки, кроме Вардара, относительно маленькие, но все берут начало от кристально чистых горных источников; горы же являются областью весьма специфичного биоценоза на стыке средиземноморской и евросибирской областей.

     

    В горах много растений и животных, которые сами – результат скрещивания видов, пришедших сюда из всех уголков Европы и Средиземноморья; 35 % территории занимают леса, а птицы и водная фауна – тема отдельного разговора; все вместе это делает Республику Македонию идеальным местом для летнего и зимнего, озерного и горного туризма, а также прекрасной целью путешествия для тех, кто интересуется экологией и деревенской жизнью…

     

    Но главное, Республике Македония есть, что показать в плане своего богатого культурного наследия, из которого город Охрид и Охридское озеро целиком и полностью находятся под защитой ЮНЕСКО, как средоточие природных и культурных достопримечательностей… Великолепнейшие пейзажи в сочетании с вершинными достижениями культуры человечества можно открывать для себя снова и снова…


    Поэтому было бы точнее эти красоты природы, характерные для Республики Македония, в конечном итоге, рассматривать и как колыбель одного из первых очагов цивилизации на Старом континенте, то угасающего, то разгорающегося вновь в многочисленных подъемах и спадах цивилизации, в различных ее культурных центрах. Эта культурная традиция в конце концов кристаллизовалась в виде славянской надстройки на классической культуре с неразделимым дополнением оттоманского культурного компонента. Среди прочего, в Республике Македония есть более 4.000 археологических достопримечательностей, а 150 из них – памятники культуры мирового уровня, которые просто необходимо видеть; в Македонии много внимания уделяется археологии, потому что богатейшее наследство этого требует...

     

    И здесь мы находим один из важных ответов на вопрос: что это за страна и что за народы в ней живут?  Македонский народ зародился во времена первоначальной европейской культуры на классическом этническом и культурном субстрате, но приобрел свой окончательный облик при огромном приливе и внутреннем смешивании славянских племен с племенами, жившими в этой части Балкан в VI и VII веках. На этих просторах жила и часть албанского народа – одна четверть населения Республики Македония, – который похожим образом приобретал свой нынешний облик в течение собственной бурной истории в классический период и в оттоманский период. Около 12 % составляют те этнические группы, которые жили на тех же просторах своей собственной жизнью – как влахи; или те, кто пришел сюда в прошедшем тысячелетии, как турки, на волне захватнических войн, принесших культуру, которую приняли и другие народы полуострова; или сохранившие свою особенность, как цыгане... Не следует забывать и о постоянной дифференциации внутри большей частью славянского этноса, который в течение этого многовекового процесса выделил из себя и тот народ, который сегодня мы называем македонским... И, что часто забывают, общая история привела и к межэтническому смешиванию: во всех этих этнических группах в Республике Македония, в меньшей или большей степени, есть часть славянского субстрата, как и в славянах этих краев неизбежно есть гены народов, когда-то живших с ними в этой сложной части Европы...

     

    Та Македония, какую мы знаем по старинным картам, всегда была сложной географически и этнически. Республика Македония сегодня обладает комплексом ценностей, которые можно считать типично европейскими по своему происхождению, по своей многовекторной принадлежности к различным культурным кругам; со своим самоопределением, по крайней мере, в двух ветвях цивилизации, но и со стремлением принадлежать к единой трудно определяемой европейской цивилизации. Отсюда и особая сложность политической и общественной жизни Республики Македония в таком этнокультурном контексте; и особый взгляд на все это со стороны македонского народа... Но именно благодаря такой истории, в которой македонский народ должен был идти вслед за империями, в нем стали заметны такие черты, как открытость в заимствовании культурных ценностей и, одновременно, редко наблюдаемое несгибаемое упорство в отстаивании собственной тяжело завоеванной идентичности...

     

    Внимательному наблюдателю, обращающему внимание на детали, в македонском народе будут заметны все этно­культурные влияния, которым он был подвержен за прошедшие века. Этот наблюдатель заметит и влияние, которое этот малый народ оказывал и на других, причем не обязательно ближайших, соседей. Что касается славянских культурных процессов, это, прежде всего, вклад македонских славян в славянскую письменность и культуру – со времен св. братьев Кирилла и Мефодия, который усилился с появлением первого славянского университета – Охридской книжной школы Св. Климента и Наума, работы которой были и первыми большими примерами для подражания для восточных славян. Это также и первые попытки создания славянского православия с соответствующей славянской церковью, как было в долгий период Охридской архиепископии на фундаменте Юстинианы Примы, третьей церкви в раннем средневековье после Рима и Константинополя. Таким образом, ядро двух больших церквей православия находилось на территории нынешней Республики Македония...

     

    Не следует забывать и о попытках наладить близкие межгосударственные отношения между великими Самуилом и Владимиром... Немаловажны и диссидентские религиозные движения, такие как богумильское, со своим сильным влиянием и на Европейский Запад, также возникшее на пространстве нынешней Республики Македония. Важен вклад в византийскую музыку Йоанна Кукузела и участника исихастского спора Григория Акиндина, а также десятков других деятелей культуры, опять же из тех краев... Конечно же, внимательный наблюдатель не упустит из виду многих иконописцев и мастеров фресковой живописи, строителей, даже инженеров – выходцев из этого малого народа, чьи работы сейчас находятся в других странах, не только славянских... От того времени в Республике Македония остались 1.720 церквей и монастырей, 150 из которых являются памятниками культуры. Многие из них имеют особое значение для славянского духовного развития: и двадцать тысяч икон, и сотни важнейших фресковых росписей православия. Одним словом, Республика Македония обладает частью самых значительных памятников византийского наследия...

     

    С приходом Оттоманской империи появились обстоятельства, угрожавшие имевшей место до того времени индивидуализации этноса, между тем, и возможности ее продолжения, при условии сохранения того, что было существенным. Перелом, связанный с оттоманским периодом, внес и новые направления в это самосохранение в этногенезе македонских славян; искушения были велики, но несмотря на то, что пришлось идти на компромиссы, не пожертвовали главным, тем, что лежало в основе самобытности; проявился субстрат македонских славян и в бытии Оттоманской империи, часто благодаря очень заметным фигурам; а упадок самой империи начался именно в Македонии, не без ключевого вклада людей, которые происходили оттуда или развились как личности в тех нелегких условиях в начале XX века. Но Оттоманская империя оставила и такие следы на этой земле, от которых никто не стал отказываться и после ее крушения. Так, прекрасные мечети и городские общественные постройки того времени являются достопримечательностями македонских городов, а одни из самых больших торговых рядов империи находи­лись именно в Скопье, и уже одно это до сегодняшнего дня делает македонскую столицу особым местом.

     

    Итак, в прошлом веке, среди самых больших европейских бурь, заканчивается этногенез одного из самых маленьких славянских народов; он стал нацией, со своим, с 1945 года, государством, что позволило ему окончательно сформироваться путем создания всех национальных институтов для самостоятельного культурного развития, а одновременно, благодаря возможностям такого развития и для других национальностей. Таких институтов в сегодняшней независимой Республике Македония имеются сотни, и все они являются опорными точками национального и культурного развития македонского народа, а также живущих рядом с ним народов…

     

    Все национальные объединения в Республике Македония имеют театры на своем языке, и некоторые из них находятся на уровне, которому могли бы позавидовать и великие европейские культуры. Македонское кино, появившееся впервые на Балканах благодаря братьям Манаки в начале XX века, постепенно раз­вилось в область культуры, которая достигла выдающихся достижений мирового уровня. Особую гордость представляет македонская кинотека, располагающая материалами, которые являются очень редкими и особенно значительными для новейшей балканской истории. Многочисленные ТВ и радиостанции (с десяток национальных и сотни местных) являются центрами общественной информации, несмотря на вызовы, которые бросает глобальная сеть. Имеются и десятки газет, журналов, ревю, у которых сейчас есть и интернет-версии, а также многочисленные сайты и блоги в македонском домене…

     

    Конечно, широко представлена книжная продукция на всех языках, особенно на македонском, а Национальная и университетская библиотека, носящая имя великого всеславянского просветителя Климента Охридского, среди трех миллионов единиц хранения содержит большое число ценных рукописей и книг, памятников славянской письменности и книжной традиции Оттоманской империи. Просветительскую роль посредством книг и журналов играют и четыре десятка городских и вузовских библиотек. Кроме самого крупного Университета им. Св. Кирилла и Мефодия в Скопье, в стране несколько лет успешно работает и Университет им. Св. Климента Охридского в Битоле и десяток вузов поменьше – государственных или частных, с десятками тысяч студентов. Разумеется, ключевое место в сфере науки, культуры и образования занимает Македонская академия наук и искусств (МАНИ); при университетах действуют пятнадцать научных институтов разного профиля, к ним можно прибавить и десяток научно-исследовательских центров на крупных предприятиях – в них работают свыше тысячи докторов наук и около двух тысяч магистров…

     

    Конечно, на этом не заканчивается история о духовном развитии Республики Македония – об этом можно рассказывать еще много и много... Но то, что нужно обязательно подчеркнуть, что является особенно характерным для культуры как македонского народа, так и других народностей в стране, – это исключительное значение музыки и танца. Об этом не надо говорить, это нужно пережить. Речь идет о замечательных творческих достижениях во всех видах фольклора: в песнях, в народном костюме – возможно, самом богатом в мире; в народных плясках и танцах, которые сами по себе – сказка, никого не оставляющая равнодушным.